Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Перейти на главную страницу сайта
Последние эпидемиологические данные по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
(по состоянию на 31.12.2014 г.)
Кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (с 1987 г. по 31.12.2014 г.):907607
Количество людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД в Российской Федерации на 100 000 населения (пораженность):494,6
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации в 2014 г. :85252
Основные причины заражения ВИЧ среди впервые выявленных в 2014 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения:
— употребление наркотиков нестерильным инструментарием:57,3%
— гетеросексуальные контакты:40,3%
© Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Подробная статистика
Тел. +7 (495) 366-05-18, 365-30-09

ИНФОРМАЦИЯ

При регистрации в поле Фамилия вводится
логин, именно он будет отображаться в профиле пользователя на сайте

Протокол заседания от 27 июня 2007 г.

10:30
Москва, ул. Новогиреевская, д. 3А, ЦНИИ эпидемиологии

Участвовали:

Мартынов  А. А., МЗСР
Вязовиченко  Ю. Е., ФСКН
Ерохин  В. В., ЦНИИ Туберкулеза
Камалдинов  Д. О., Форум НКО
Злобин  А., РОО «Сообщество ЛЖВ»
Покровский  В. В., Федеральный центр СПИД
Пчелин  В. А., РОФ «Шаги»
Зайцева  Е., ОИЗ
Коберидзе  З.,Международный Медицинский Корпус
Пчелин  И. В., Общественное движение ЛЖВ «Шаги»
Немчинова  М. В., Институт Здоровья Семьи
Семенченко  М. В., ЮНЭЙДС
Сон  И. М., ЦНИИОИЗ
Пономаренко  О. И., «Партнеры во имя здоровья»
Голяев  Д. А., Фонд «Российское Здравоохранение»
Марков  А. А., Фонд «Российское Здравоохранение»
Бионышев  М. Е., Фонд «Российское Здравоохранение»
Малахов  К. Ю., ВОЗ
Афанасьев  Н. Ю., АМР США
Бетси Браун, АМР США
Панкин  А. А.,МИД
Агапова  В. А., Российский Красный Крест
Фролова  О. П., НИИ Фтизиопульмонологии
Валькова  А. В., Минфин
Бокарев  А. А., Минфин

Председательствующий: акад. В. В. Покровский

Повестка дня:

1. Повышение эффективности мероприятий по предупреждению распространения MDR/XDR туберкулеза, ТБ/ВИЧ и защита уязвимых к туберкулезу слоев населения Российской Федерации — Докладчик проф. Владислав Всеволодович Ерохин, ЦНИИ Туберкулеза РАМН.

2. О подаче заявки на продолжение финансирования по программе «Развитие стратегии лечения населения, уязвимого к туберкулезу» — Докладчик Дмитрий Аркадьевич Голяев, Фонд «Российское Здравоохранение».

3. Разное.

Замечаний по повестке дня не было.


Заседание открыл проф. В. В. Ерохин докладом о срочных мерах, которые необходимы для снижения распространения эпидемии туберкулеза и, что особенно опасно для страны — резистентных форм ТБ. В стране остается высокой заболеваемость туберкулезом (80 на 100 тыс., расчетная заболеваемость в России по данным ВОЗ 119 на 100 тыс., для сравнения с соседней Европой — 53 на 100 тыс.). Заболеваемость среди детей в России 16 на 100 тыс.). Высока смертность от туберкулеза (19,7 на 100 тыс.). Туберкулез с множественной лекарственной устойчивостью в среднем по РФ 9,4% среди впервые выявленных больных туберкулезом — с разбросом показателя по некоторым территориям от 2 до 23%. Высокая заболеваемость среди контактов также способствует распространению инфекции.

Основные причины такого положения — слабая материально-техническая база, недостаток персонала, обученного диагностировать и лечить резистентные формы и сочетанную инфекцию ВИЧ/ТБ, нарастающий недостаток препаратов 2 ряда и снабжение ими в объемах, неадекватных увеличивающемуся количеству нуждающихся в таких препаратах больных. Остро необходимо решать медико-социальные проблемы, без чего невозможен успех лечения действенными препаратами:

  • Большой отсев впервые выявленных больных после начатого лечения (стоимость лечения на одного больного в год 1000 долл.) в итоге будет повышать потребность в использовании более дорогостоящих препаратов 2 ряда (стоимость лечения на одного больного в год 25 000 долл.).
  • Очень мал процент заключенных с ТБ, которые получают необходимую социально-психологическую поддержку и продолжают лечение после освобождения (только 2 из 10). Это вызывает распространение резистентных форм ТБ среди их бытовых контактов, что также будет повышать потребность в дорогостоящем лечении резистентного ТБ у населения.
  • Недостаточное выявление ТБ в общей лечебной сети, низкие зарплаты медицинского персонала, острая нехватка имеющегося в наличии в настоящий момент финансирования срочных мер для решения этих проблем усугубляют опасность эпидемии резистентного туберкулеза.

Далее докладчик остановился на причинах, вызвавших необходимость использовать возможность получения гранта 7 раунда Глобального Фонда.

При неадекватном лечении или перерывах в лечении на фоне низкой приверженности резистентные формы туберкулеза формируются и распространяются очень быстро. Поэтому важно сегодня, сейчас вложить средства в остро необходимые меры материально-технического, медицинского и социального характера для контроля эпидемии в ее сегодняшнем виде. Иначе через короткое время нам придется расходовать в десятки раз больше финансов для борьбы с качественно изменившейся, смертоносной эпидемией туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, лечить не 20 тыс., а 100 тыс. больных этой инфекцией, и сталкиваться со смертностью от ТБ среди молодых работоспособных людей и среди детей. Настоящая возможность без промедлений получить грант Глобального Фонда на финансирование самых неотложных мер стала бы выходом из сложившегося, близкого к критическому, положения по этой опасной эпидемии.

Очень важным фактором является также то, что грант Глобального Фонда дает возможность в 5-10 раз сэкономить средства государства, затрачиваемые на закупки препаратов 2 ряда. По ценам российского рынка, при закупках через фармацевтические компании средняя стоимость лечения одного больного в год составит 25 тыс. долл. и более. При закупках лекарств через гранты ГФ (заявки в Комитет Зеленого Света) стоимость на одного пациента в год составляет примерно 4,8 тыс. долл., что значительно дешевле рыночной стоимости. В пересчете на почти 30 тыс. больных, нуждающихся в препаратах 2 ряда (и их количество растет), это значительная экономия.

Далее докладчик подробно остановился на отличительных особенностях предлагаемой заявки на 7 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом. Он отметил, что финансирование предлагается направить на те важные направления, где имеется острейшая нехватка средств, которые не финансируются или недостаточно финансируются из других источников и в ближайшее время не предусмотрено их финансирование из бюджета. Особое внимание в заявке уделено диагностике, лечению и поддержке больных сочетанной инфекцией ТБ/ВИЧ. Из средств возможного гранта предлагается обеспечить лечение 5 тыс. больных препаратами 2 ряда (всего в стране стоят на учете 22 тыс. нуждающихся в препаратах 2 ряда, в реальности их число около 30 тыс.).

Вопросы по докладу и обсуждение

О. П. Фролова добавила, что в настоящее время количество зарегистрированных больных ТБ/ВИЧ в стране возросло до 13 тыс. Также предложила использовать русский вариант терминов MDR-TB и XDR-TB.

В. В. Покровский отметил, что если обсуждать заявку в ГФ, то лучше использовать английские сокращения, так как заявка будет рассматриваться на английском языке.

О. И. Пономаренко попросила уточнить процент MDR-TB и XDR-TB в стране.

В. В. Ерохин: 10% и 5-6% соответственно.

А. А. Панкин: на 5 лет объем заявки составляет 99 млн. долл., какая часть этой суммы планируется на 1-ю фазу (первые 2 года)?

К. Ю. Малахов: примерно 60%.

А. А. Панкин: Ожидаемый объем средств ГФ, который может быть выделен в 7-ом раунде на все страны, составляет около 800-1000 млн. долл. При рассмотрении заявки в Правлении ГФ может возникнуть вопрос, почему 25% сметы проекта идет на лечение 5 тыс. больных, а 75% вы просите на вспомогательные мероприятия (диагностические, образовательные, тренинговые, информационные)?

В. В. Ерохин: 50% от бюджета выделяется на основную проблему — контроль распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Это включает срочные закупки препаратов и меры для того, чтобы препараты работали. Если сегодня проблема с препаратами 2 ряда не будет решена, то у нас будет резкий всплеск всех показателей заболеваемости по ТБ, особенно среди детей и подростков, которые очень чувствительны к ТБ.

К. Ю. Малахов дополнил, что в заявку вошли те необходимые срочные меры, которые не финансируются из других источников (МБРР, ФЦП, федеральный и региональные бюджеты) — например, защита персонала, обучение специалистов, которые сегодня не знают, как работать с ТБ/ВИЧ, когда рутинные методы диагностики и лечения бессильны, научно-прикладные исследования для изыскания наиболее работающих и экономически эффективных методов борьбы с ТБ и т. п.

А. А. Панкин: Как известно, в Петербурге в ходе саммита «группы восьми» в 2006 году Россия взяла генеральную линию на отказ от статуса реципиента новых средств ГФ и возврат тех, что будут поступать в Россию для финансирования текущих проектов Фонда. Поэтому новую заявку от России можно рассматривать только как исключительный случай. Усредненный объем ежегодных поступлений в предлагаемом новом проекте — около 20 млн. долл. в год — представляется не настолько крупным, чтобы просить его по грантам, а не путем перераспределения средств российских бюджетов. Вызывает вопросы и колеблющаяся сметная стоимость гранта на прошлом заседании велась речь об объеме порядка 70-80 млн., сейчас — фактически 100 млн., а это уже очень масштабная заявка по меркам ГФ.

В. В. Ерохин: грядущая эпидемия туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью — это тот исключительный случай. Я был на приеме у зам.министра МЗСР  В. И. Стародубова. После обсуждения Владимир Иванович подтвердил, что в качестве исключения будет поддерживать заявку по ТБ, так как налицо серьезность положения по этой опасной инфекции и дефицит задействованных ресурсов и средств.

А. А. Мартынов выступил с замечаниями по содержанию заявки:

  • предложил пересмотреть меры для работы с первичным звеном мед. помощи для лучшей координации с ФЦП, отметив в качестве примера что в рамках ФЦП недавно вышло в свет пособие для врачей по ТБ/ВИЧ;
  • предложил координировать с МЗСР дефицит средств в тех или иных сферах, отметив, что о некоторых фактах финансового дефицита в МЗСР информации нет;
  • предложил лучше осветить в заявке риски проекта, и что произойдет, если будет или не будет финансирование;
  • предложил заложить в бюджет заявки размещение разработанных видеоматериалов для населения в СМИ, так как это требует значительных средств;
  • в целом отметил, что заявки с четким указанием по каждой бюджетной линии, куда и как будут расходоваться средства, пока не получено и предложил представить полную заявку в МЗСР на рассмотрение.

В. В. Ерохин привел пример наличия финансового дефицита в обеспечении препаратами 2 ряда: из бюджета запрашивался 1 млрд. руб., но выделено на закупку препаратов только 680 млн. руб.

А. А. Панкин отметил, что настоящая заявка сырая. В представленном материале (это пока даже не заявка, составленная с учетом требований ГФ) не освещены многие важные моменты, в частности, на что конкретно будут идти деньги. Заявку нужно доработать, и только после того, как будет получена заявка с конкретным бюджетированием по каждому направлению, можно будет ее рассматривать и принимать решение о подписании.

В. В. Ерохин согласился с мнением. От отметил, что по каждому из 6 компонентов определены суммы, но в последующие два дня бюджет будет представлен более детально.

А. А. Бокарев отметил, что как представитель Минфина, считает, проект недоработан, и Минфин не поддерживает подачу этой заявки сейчас. Если есть 160 страниц бюджета, Минфин хочет их видеть. В заявке должен быть включен анализ опыта предыдущих проектов, где эффективно использовались средства, а где вложения не дали желаемых результатов. Даже если подать заявку, до конца 2007 года средства не будут получены. За это время можно задействовать дополнительные средства из бюджета в том случае, если средств ФЦП не хватает.

В заявке заложены суммы на обучение персонала. Эти цели и задачи возможно решить за счет бюджетного финансирования. Со своей стороны Минфин поддержит такие заявки на финансирование из государственных средств, и не считает, что для этого нужны средства Глобального Фонда.

На утверждение о нехватке средств в регионах выступающий возразил, что за прошлый год регионы получили более 800 млрд. руб. прибыли, не предусмотренной бюджетом. Эти средства так и остались в регионах и тратятся на их усмотрение. Если вы хотите, что бы регионы направили средства на борьбу с туберкулезом, то нужно работать с ними. Конечно, есть дотационные регионы, куда нужно направлять средства. Но в остальных регионах средства есть. Было бы правильнее рассмотреть вопрос об изыскании собственных ресурсов. Мы можем использовать техническое содействие и технологии, которых у нас нет. Но если просить деньги на повседневные нужды, то позиция Минфина — не поддерживать заявку, а действовать в той концепции, о которой А. А. Бокарев рассказал. Если не начать изыскивать собственные ресурсы, то всегда так и будет дефицит.

В. В. Ерохин отметил, что если есть достаточное финансирование Минфином, то, конечно, специалисты не будут просить где-то еще. Но бюджет утвержден на 3 года, в нем не предусмотрено достаточного финансирования для достижения контроля над туберкулезом, поэтому за эти 3 года возникнут большие проблемы. Недостаток финансирования реально выливается в следующий пример: Федеральный институт, например ЦНИИТ, может оказать высокотехнологичную медицинскую помощь в области торакальной хирургии туберкулеза — 400 больным в год. На 2007 г. нам выделено лишь 36 квот на квартал (в 2006 г. было по 47 квот на квартал).

Еще сложнее ситуация в регионах, где препаратов 2 ряда крайне недостаточно.

А. А. Бокарев: Несмотря на то, что бюджет утвержден на 3 года, в нем есть нераспределенные расходы. Все министерства и ведомства могут подавать заявки на дополнительное финансирование.

Д. Камалдинов: если закупать препараты из бюджета, то заявка по препаратам объемом в 50 млн. долл. превратится в заявку на 500 млн. долл.

К. Ю. Малахов подтвердил большую разницу в стоимости химиотерапии по ценам Комитета Зеленого Света и рыночным в стране. Он также отметил, что заявка позволит быстро мобилизовать ресурсы и провести массированное обучение специалистов. Если регионы будут вкладывать свои средства, они их на 50% потратят не так и с наименьшей эффективностью. Быстро осуществить комплекс мер в рамках бюджетного финансирования мы не сможем, возникнет ресурсный дефицит на 3-4 года. За это время эпидемия туберкулеза, резистентного ТБ, распространится с катастрофическими последствиями.

В. В. Ерохин сообщил, что зам. министра МЗСР  В. И. Стародубов хорошо знает эту ситуацию и готов поддержать заявку. Отметил, что если со стороны Минфина нет понимания необходимости заявки и ситуации по туберкулезу, хотелось бы иметь возможность обращаться в другие фонды, где есть большее понимание последствий эпидемии туберкулеза.

А. А. Панкин отметил, что в этой ситуации, если она действительно грозит перерасти в критическую, нужно решать вопрос на уровне Президента, Правительства и Госдумы. В отличие от Минфина, МИД не стоит на позиции резкого неприятия, но есть масса вопросов. Основной — мотивация недостаточности собственных средств, вынуждающей прибегать к внешней помощи, без которой случится беда. Но в заявке не прописано ничего из того, о чем сегодня было сказано вслух — что умирают люди и что будет больше смертей среди молодого, детского и юношеского населения, нет четкого обоснования и полной драматизма картины. Устное обоснование звучало достаточно убедительно, письменного — нет. Не надо забывать, что заявка может быть отклонена экспертами ГФ и по политическим причинам — нам уже не раз выделяли средства и немалые. В заявке нужно четко прописать, что она инициирована не российским Правительством, а российским общественным объединением (оно же и главный реципиент средств), которое получило (если она будет) поддержку СКМ — также структуры общественной.

О. П. Фролова попросила слова и выразила тревогу в отношении отсутствия у медицинского персонала навыков и знаний для работы с туберкулезом в изменившихся условиях, а также нехватку высокотехнологичного оборудования. Она отметила, что еще 5 лет назад не было резистентного ТБ, и сегодня врачи не знают, как его диагностировать, лечить и контролировать эффективность лечения. Также, распространились такие формы ТБ, и ВИЧ/ТБ, которых не видно на рутинном диагностическом оборудовании, и только современные методы выявляют болезнь.

В. В. Покровский напомнил участникам, что по Уставу СКМ — это объединение различных организаций, в нем также среди других представлены государственные органы. Если заявка подается от СКМ, она должна быть подписана всеми членами СКМ. Если есть члены СКМ, которые против подписания, то по каждому отказу нужно будет отдельное разъяснение.

Он высказал соображения по поводу заявки. Заявку подает общественность страны, а не государство. Прагматический подход — если есть возможность получить финансирование, то это нужно делать. Слабое место заявки — то, что не хватает 30% от требуемого финансирования, с точки зрения ГФ — это не такая бедственная ситуация. В докладе не удалось подчеркнуть остроту ситуации, что если не принять вовремя адекватные меры, то затем государству обойдется лечить не 20 тыс., а 100 тыс. больных резистентным ТБ, что действительно государству надо предпринимать срочные меры. Это заставляет колебаться. Второе, что заставляет колебаться — нет заявки на руках. Поэтому необходимо доработать заявку и представить ее членам СКМ. Так как многие члены СКМ колеблются в своем решении о подписании заявки, то полный ее текст необходим для рассмотрения ими и принятия решения о подписании или неподписании. Предложения по Решению заседания — одобрить в целом и проголосовать, или собраться еще раз 2 или 3 июля и проголосовать во время заседания.

После обсуждения было решено передать полный текст заявки на индивидуальное голосование членам СКМ.

После обсуждения участники заседания проголосовали при двух воздержавшихся за то, что проект заявки на 7 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом заслуживает интереса и поддержки.

Заседание продолжил Д. А. Голяев кратким докладом о ходе подготовки заявки на продолжение финансирование по 2 фазе проекта 4 раунда ГФ «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу». Он проинформировал СКМ о следующем графике работы над заявкой:

До 20 июля будет составлена заявка.
Провести заседание СКМ 25 июля, на котором обсудить и утвердить проект заявки.
Провести индивидуальное голосование и собрать подписи членов СКМ.
До 15 августа представить окончательную заявку.
Рассмотрение аудиторами 1 месяц.
Рассмотрение в Правлении ГФ 2 мес.
Конец ноября — решение ГФ по заявке.

Заседание продолжилось обсуждением вопросов из раздела «Разное». Д. Камалдинов предложил обсудить предстоящую встречу стран — грантополучателей ГФ в сентябре 2007 г. в Тбилиси. Однако в связи с ограниченностью во времени было решено вернуться к этому вопросу на следующем заседании.

О. И. Пономаренко попросила слова и проинформировала СКМ о намерении Томской области подать заявку на продолжение финансирования противотуберкулезной программы в Томской области в рамках 7 раунда ГФ по борьбе с туберкулезом.

Члены СКМ приняли к сведению данное сообщение.

На этом заседание СКМ завершилось.

Решения, принятые на заседании.

1. Рабочей группе завершить доработку проекта заявки на 7 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом и до 29 июня передать окончательный проект членам СКМ для голосования; получить мотивированный отказ от членов СКМ, проголосовавших против или воздержавшихся.

2. Одобрить график работы над заявкой на продолжение финансирования по 2 фазе проекта 4 раунда ГФ «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу».

СКМ

Новости

© 2007-2017, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб