Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Перейти на главную страницу сайта
Последние эпидемиологические данные по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
(по состоянию на 31.12.2014 г.)
Кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (с 1987 г. по 31.12.2014 г.):907607
Количество людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД в Российской Федерации на 100 000 населения (пораженность):494,6
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации в 2014 г. :85252
Основные причины заражения ВИЧ среди впервые выявленных в 2014 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения:
— употребление наркотиков нестерильным инструментарием:57,3%
— гетеросексуальные контакты:40,3%
© Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Подробная статистика
Тел. +7 (495) 366-05-18, 365-30-09

ИНФОРМАЦИЯ

При регистрации в поле Фамилия вводится
логин, именно он будет отображаться в профиле пользователя на сайте

Протокол заседания от 30 мая 2007 г.

10:30
Москва, ул. Новогиреевская, д. 3А, ЦНИИ эпидемиологии

Участвовали:

Урбан Вебер, Представитель ГФ по Восточной Европе и Центральной Азии
Вязовиченко Ю. Е., ФСКН
Рощупкин Г. В., независимый эксперт
Камалдинов Д. О., Форум НКО
Рукавишников М. В., РОО «Сообщество ЛЖВ»
Покровский В. В., Федеральный центр СПИД
Пчелин В. А., РОФ «Шаги»
Коломиец М. В., Агентство «Ремарка»
Зайцева Е., ОИЗ
Пчелин И. В., Общественное движение ЛЖВ «Шаги»
Покровский В. И., ЦНИИ Эпидемиологии
Иванова Т. Ю., ИЗС
Наркевич М. И., Медантиспид
Семенченко М. В., ЮНЭЙДС
Короткова А. В., ЦНИИОИЗ
Владанка Андреева, ПРООН
Шомби Шарп, ПРООН О. Пономаренко, «Партнеры во имя здоровья»
Голяев Д. А., Фонд «Российское Здравоохранение»
Марков А. А., Фонд «Российское Здравоохранение»
Кузнецова А. С., ФСИН
Малахов К. Ю., ВОЗ
А. Бузуруков, ВОЗ
М. Корнилова, ВОЗ
З. Х. Корнилова, ЦНИИ Туберкулеза
Афанасьев Н. Ю., АМР США
Канишева А. С., АМР США
Тестов В. В., ВОЗ
Панкин А. А.,МИД
Агапова В. А., Российский Красный Крест
Бобрик А. В., ОИЗ
А. Хачатрян, Трансатлантические партнеры против СПИДа
Н. Кацап, Трансатлантические партнеры против СПИДа
Председательствующий: акад. В. И. Покровский

Повестка дня:

1. Отчет проекта «ГЛОБУС» (3 раунд ГФ) — Докладчик Алексей Бобрик, Открытый институт здоровья населения.

2. Итоги 1-й фазы проекта «Контроль и сдерживание распространения туберкулеза в Томской области» (3 раунд) — Докладчик Оксана Пономаренко, Партнеры во имя здоровья.

3. Обеспечение центров передового опыта по МЛУ ТБ препаратами второго ряда — Докладчик Вадим Тестов, Программа ВОЗ по борьбе с туберкулезом.

4. Доклад «О ходе подготовки возможной заявки на финансирование по 7 раунду ГФ по борьбе с туберкулезом». Докладчик Константин Малахов, Программа ВОЗ по борьбе с туберкулезом.

5. Российское медиа-партнерство: межсекторный подход в привлечении аудиторий к услугам в сфере ВИЧ/СПИДа-опыт и перспективы развития — Докладчик Наталья Кацап, Трансатлантические партнёры против СПИДа.

6. Национальная премия в области борьбы со СПИДом «Красная лента» — Докладчик Игорь Пчелин, Общественный благотворительный фонд по борьбе со СПИДом «Шаги».

Замечаний по повестке дня не было.


Заседание открыл А. В. Бобрик докладом о ходе реализации проекта «ГЛОБУС».

Подробно остановившись на выполнении каждой задачи проекта, он отметил направленность профилактических мероприятий на уязвимые группы, а также среди мигрантов и безнадзорных детей.

По программе АРВ терапии более 2500 пациентов получают АРВ терапию, из них 15% в пенитенциарной системе. Развивается система паллиативной помощи. Кампания в СМИ по адвокации и повышению толерантности в людям, живущим с ВИЧ, охватила несколько десятков млн. чел. Широкую популярность завоевало ток-шоу «Время жить»; в рамках проекта проведено 17 ток-шоу.

По всем индикаторам задачи «ГЛОБУСа» выполнены и перевыполнены. Проект переходит в фазу, когда на уровне станы происходит использование опыта «ГЛОБУСа», а партнеры проекта становятся основными исполнителями в рамках приоритетного национального проекта.

А. В. Бобрик остановился на новых вызовах в ходе реализации мероприятий:

1. Необходимо разработать нормативную базу профилактических программ, так как программы, проводимые в рамках проекта, уже внедряются в традиционную систему здравоохранения, в которой пока не предусмотрено финансирование для выполнения стандартов по критериям проекта.

2. Безопасность пациентов и медработников. Отмечено, что во многих СПИД центрах все медсестры и врачи прошли химиопрофилактику после укола заведомо инфицированной иглой. Фактически меры для обеспечения безопасности не требуют больших затрат — это обучение и предоставление оборудования.

3. 3амедление снижения цен и их фиксация, вряд ли в ближайшем будущем будет снижение цен. Вследствие этого, проект будет вынужден прекратить дополнительный набор пациентов в программы и зафиксировать количество больных на уровне 2200-2500.

Вопросы по докладу

Г. Рощупкин: можно ли говорить о влиянии на эпидемиологическую ситуацию в проектных регионах?

А. В. Бобрик: Идет снижение или стабилизация новых случаев, это происходит за счет профилактических мероприятий, или за счет перехода на более медленный гетеросексуальный путь передачи ВИЧ. Мы провели исследование в регионах по сравнению передачи ВИЧ среди уязвимых групп. За год среди 900 наркопотребителей — клиентов профилактических программ не было ни одного нового случая инфицирования, среди неклиентов — 11% заразились ВИЧ.

А. Хачатрян: На каком уровне стоимость пакета АРВ терапии сейчас, и почему прогноз пессимистичен в отношении их снижения.

А. В. Бобрик: Стоимость минимального стандартного набора терапии 1200-1300 долл. с учетом таможенных пошлин, доставки и т. д. Чем больше дополнительных опций добавляется к лечению, тем более стоимость лечения. Средняя стоимость лечения 1700 долл. тянется вверх за счет препаратов 2 ряда.

В. В. Покровский заметил, что в настоящее время идет подъем заболеваемости в регионах. Система выявления новых случаев отсрочена от момента заражения. Сейчас мы выявляем случаи заражения 3-летней давности. Но охват мероприятиями проектов 10% уязвимого населения не дает эпидемиологических изменений. Поэтому в подходе к исследованию был правильно сделан акцент на клиентов и неклиентов программ.

В. И. Покровский спросил, каковы связи проекта с учреждениями системы здравоохранения.

А. В. Бобрик: отметил, что действительно наблюдался подъем заболеваемости 10-11% за прошлый год. «ГЛОБУС» развивает то, что уже делается в стране, помогает СПИД центрам лечить людей, заполнить пробелы в пенитенциарной системе. 150 благополучателей финансируются по проекту, половина из них центры СПИД, ЦРБ, инфекционные больницы, и половина — НКО. Программы по повышению приверженности работают черед действующую систему здравоохранения, 2200 больных СПИД центров получают лечение через «ГЛОБУС», проект координируют свои мероприятия с 4, 5 раундом и нац. проектом.

Заседание продолжила О. И. Пономаренко. Она рассказала о реализации программы помощи при туберкулезе с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ ТБ) в Томской области и программе ДОТС.

ДОТС стартовала в 1994 г., в 2000 г. развернута программа по МЛУ ТБ в Томской обл. (ДОТС Плюс), одна из первых пяти программ в мире.

Основной реципиент — «Партнеры во имя здоровья», общий бюджет более 10 млн. долл., начало проекта декабрь 2004 г.

Цель: снижение заболеваемости, болезненности и смертности от ТБ в гражданском секторе и пенитенциарной системе. Участники — туберкулезный диспансер на 18 районов, УФСИН, Российский Красный Крест, районные больницы.

Задачи: улучшение инфекционного контроля в больницах и поликлиниках, улучшение диагностики, лечение препаратами 2 ряда, улучшение приверженности, лечение больных ТБ+ВИЧ, обучение персонала.

По всем задачам бюджет и расходы совпадают, но из-за проблем с закупками препаратов средства на препараты были перенесены во 2 фазу проекта.

950 пациентов получают лечение по МЛУ-ТБ — 630 в гражданском секторе и 320 в пенитенциарной системе.

Пролечены 788 больных по программе ДОТС, наблюдалось только 2 отрыва от лечения, удалось наладить прием препаратов под контролем медицинской сестры. Приверженность в программе ДОТС составила 98%.

Дополнительные мероприятия в рамках программы направлены на больных сочетанной инфекцией ТБ+ВИЧ и на снижение алкогольной зависимости среди больных.

Необходимо также направить усилия на раннее выявление ТБ с помощью лечебной сети.

Результаты проекта: за время проекта смертность снизилась с 17% до 11 %, в пенитенциарном секторе за последние 4 года смертей нет, по сравнению со временем начала проекта, когда умирали 400 чел в год.

На основе опыта проекта, необходимы дальнейшие меры по раннему выявлению ТБ в общей лечебной сети и изоляции бактериовыделителей МЛУ-ТБ. Разработан комплекс мер в рамках заявки на финансирование по 7 раунду ГФ.

В заключение О. И. Пономаренко обратилась к СКМ с просьбой поддержать подачу заявки Томской областью на 7 раунд проекта ГФ по борьбе с туберкулезом.

Вопросы по докладу

Д. А. Голяев попросил уточнить правильно ли, что в ФСИН смертность нулевая за счет проекта, и не связано ли это с тем, что по закону, человека в терминальной стадии болезни освобождают.

О. И. Пономаренко: отметила, что цифры смертности от ТБ в учреждениях ФСИН свидетельствуют об эффективности проекта. Об успехе проекта свидетельствует и то, что многие пациенты с условно-досрочным освобождением просят остаться в заключении до завершения лечения.

Г. Рощупкин: задал вопрос по поддержке проекта правительством Томской области.

О. И. Пономаренко: выделяются средства на питание, больше средств дает пенитенциарная система, губернатор лично патронирует программу, политическая поддержка большая.

А. С. Кузнецова отметила роль ФСИН, где делаются большие усилия по снижению распространения ТБ, достигнута стабилизация заболеваемости.

А. А. Панкин высказал мнение по вопросу подачи заявки в 7 раунд ГФ. В 2006 году Россия отказалась от статуса получателя, кроме того страна будет возвращать в ГФ уже затраченные средства. Нужно ли идти окольным путем и получать финансирование из ГФ, если можно это сделать в рамках бюджетной заявки.

У. Вебер попросил слова. Он подтвердил намерение России возместить средства в ГФ, и это соглашение почти готово для подписания. В соглашении прописано, в частности, 2 пункта: (1) соглашение только относиться к грантам, которые активны на настоящий момент, оно не включает будущих заявок России. В этом смысле будущие гранты от 7 раунда не будут попадать под это соглашение, и Российское правительство не должно будет возвращать их в ГФ. (2) Соглашение действительно только на 2007-2010 годы, и не далее. Поэтому с технической точки зрения подача заявки возможна. Захочет ли Россия далее подавать заявки — это политическое решение России. С точки зрения процедур ГФ ничто не говорит против подачи этой заявки.

Короткова А. В.: Было ли исследование по результатам проекта. Также, из завершивших лечение больных, были ли они излечены?

О. И. Пономаренко: Эффективность лечения высока, особенно вначале, с первыми потоками пациентов — 80%, вторая когорта пациентов состояла из людей с более низкой мотивацией к лечению и некурабельных, и эффективность хуже.

А. Хачатрян спросил, есть компонент по адвокации в проекте, планируется ли увеличение бюджета на ТБ в рамках национальной программы, и как это повлияет на проект.

А. И. Пономаренко: Адвокацию необходимо развивать. Каждый год мы получаем грант от компании «Эли Лили» для проведения обучения и на адвокацию. Федеральные средства также поступают, и они направляются на ТБ в сочетании с грантовыми средствами.

В. В. Покровский отметил многочисленные случаи дискриминации больных с ТБ, важность и нужность проекта в Томской области, предложил положительно оценить проведенную работу и результаты проекта в Томской области.

Заседание продолжил Вадим Тестов с предложением по обеспечению препаратами 2 ряда для лечения МЛУ ТБ. Он отметил, что рамках проекта общее число пациентов на лечении МЛУ ТБ достигнет 7500. Создается 5 центров передового опыта для лечения МЛУ ТБ в гражданском секторе, и 8 отделений МЛУ будут созданы в пенитенциарном секторе.

В настоящее время в Комитете зеленого света (КЗС) 13 регионов РФ запросили препараты на лечение 4906 больных, на июнь 2007 го сделаны заявки на получение препаратов на 1887 больных.

Проблема в том, что заканчивается подготовка к работе центров передового опыта, обеспечение их препаратами планировалось из федеральных источников. После начала работы центров потребность в препаратах увеличится. Необходимы меры технического характера для решения проблемы обеспечения центров передового опыта препаратами 2 ряда.

Предложение, которое необходимо вынести на рассмотрение СКМ — подготовить обеспечение этих центров препаратами 2 ряда через КЗС как страховочная мера, связанная с возможной задержкой поставок препаратов 2 ряда из федеральных источников. Это поможет к концу года набрать на лечение 3700 больных, что соответствует индикаторам выполнения программы. Так как КЗС работает на страновом уровне, то необходимо решение СКМ по этому вопросу.

Докладчик предложил вынести на обсуждение проект Решения СКМ по этому вопросу:

В. В. Покровский спросил, является ли это зоной компетенции СКМ, или это просьба о поддержке.

В. Тестов: рассмотрение заявок от отдельных организаций — это не практика КЗС. Если объединять заявки от отдельных учреждений, это, как минимум, полгода обсуждения.

Г. Рощупкин спросил, почему препараты не могут быть получены через федеральные источники.

В. Тестов: Необходимо создать стабилизационный фонд препаратов, чтобы не допустить перерыва в терапии.

Д. А. Голяев: Мы стремимся работать комплексно. Невозможно создавать 13 структур, но рассчитывать, что пройдет 1,5-2 года, пока они получат препараты. Это техническое решение, которое поможет нам быстро закупить препараты.

В. В. Покровский: Считаю, что это улучшит снабжение пациентов, поставки медикаментов меньше будут зависеть от каких-либо проволочек. Мое мнение, что надо поддержать это предложение. Есть ли комментарии и возражения, есть ли кто-либо против.

Участники заседания проголосовали за проект Решения СКМ. Против никого, воздержавшийся один. Решение принято.

Заседание продолжил К. Малахов сообщением о ходе подготовки возможной заявки по 7 раунду ГФ борьбы с туберкулезом. Он сообщил о создании рабочей группы по подготовке заявки, в которой участвуют представители ИЗС, ЦНИИ туберкулеза, НИИ Фтизиопульмонологии, Российского Красного Креста; О. И. Пономаренко (ПВИЗ), Н. Ю. Афанасьев (АМР США). Накануне участники получили структуру заявки. В качестве основного реципиента предлагается ФРЗ, и эту кандидатуру предлагается рассмотреть на заседании СКМ. Назначение ФРЗ позволит интегрировать будущие гранты с текущим проектом 4 раунда по ВИЧ и туберкулезу. Кандидатура для ведения оценки и мониторинга — ЦНИИОИЗ, который накопил потенциал лидерства в МиО других проектов ГФ.

В. В. Покровский отметил, что при подготовке заявки является очень существенным высказанное ранее замечание представителя МИДа, поэтому важно провести согласование с МЗСР, МИДом и Минфином, надо ли вообще подавать эту заявку, и не пойдет ли она вразрез с политикой российского правительства. Кроме того, необходимо, чтобы ЦНИИОИЗ еще раз подробно отчитались по МиО проектов, к которых они задействованы. Нужно выслушать мнение ФРЗ, согласны ли они взять на себя еще один проект. Также, позиция правительства по основному реципиенту очень важна.

К. Малахов отметил, что поддержка заявки на СКМ необходима.

А. А. Панкин отметил, что МИД всегда поддерживал заявки в ГФ. Однако в настоящее время назрела потребность прекратить иностранные займы: если увеличивается государственное финансирование, зачем просить за границей. В Глобальном Фонде сейчас дефицит ресурсов, это значит, что все равно так или иначе страну заставят выделять национальные средства.

К. Малахов: Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа (ФЦП), по ней сумма финансирования на закупки противотуберкулезных препаратов и другие меры противотуберкулезного контроля недостаточна. На вопрос, хватит ли этих денег — ответ ФСИН и МЗСР — этого бюджета не хватит на препараты 2 ряда. Т. е. будет вспышка туберкулеза. Мы стоим перед выбором, либо мы используем только средства ФЦП и имеем вспышку туберкулеза, либо мы используем еще и гранты, которые «затыкают дыры» в сферах, где на сегодняшний момент финансирование недостаточно.

З. Х. Корнилова привела конкретные примеры, когда с помощью ГФ созданы центры по лечению больных ТБ, однако до сих пор не поступили медикаменты, планируемые к закупке из федерального бюджета, и центры не функционируют. Также, необходим мониторинг туберкулеза. Для этих целей закуплено оборудование, но средства на реактивы для этого оборудования не предусмотрены в федеральном бюджете. Необходимо срочно решить вопрос с реактивами для того, чтобы остановить распространение ТБ.

Только с помощью средств ГФ решается вопрос дистанционного обучения персонала.

В результате мер достигнуто снижение заболеваемости ТБ с 100 до 34 на 100 тыс. населения. Нам еще рано надеяться на финансирование только из госбюджета. Поэтому так важно положительно решить вопрос о подаче заявки.

А. С. Кузнецова добавила, что в системе ФСИН достигнуто значительное снижение заболеваемости и смертности от ТБ. ФСИН впервые перестала быть рассадником ТБ. Контроль ТБ во ФСИН из средств бюджета финансируется только на 20%, если система не получит необходимого финансирования, то в тюрьмах будет эпидемия ТБ. От того как в заключении лечат ТБ, будет зависеть эпидемиологическая ситуация в стране.

В. И. Покровский: В повестке дня название выступления поставлено как «О ходе подготовки возможной заявки» по туберкулезу. Мы можем поддержать подготовку такой заявки, и она будет готова дополнить федеральные программы общественного здравоохранения. Конечно, необходимо будет согласовывать действия с МЗСР, Минфином, МИДом.

Д. А. Голяев привел аргументы, что могут дать программы ГФ. Он проинформировал присутствующих, что по КЗС закупаются ТБ препараты 2 ряда по льготным ценам в 3-4 раза дешевле, чем на свободном рынке. Это значит, что на те же средства будет закуплено в 3-4 раза больше препаратов.

Второе — мобильность и оперативность реализации мероприятий программ. Чтобы задействовать бюджет требуется 1,5-2 года, несмотря на то, что в стране состояние по инфекционному контролю катастрофическое. В рамках Программы 4-го раунда за 4 мес. из средств ГФ было закуплено оборудование для обеспечения инфекционного контроля. Средства ГФ не замещают, а только дополняют бюджетные программы. Бюджет в силу процедуры его утверждения менее мобилен, и программы ГФ могут существенно сгладить возникающие проблемы.

В. И. Покровский добавил, что никто не возражает против того чтобы заявка готовилась, но нужно все вопросы координировать.

В. В. Покровский заметил, что средств всегда не хватает, и дополнительные не помешают.

При разработке заявки необходимо утвердить основного реципиента.

К. Ю. Малахов предложил вынести на голосование вопрос по основному реципиенту и по подготовке заявки.

По результатам голосования (при 1 воздержавшемся) ФРЗ утвержден как основной реципиент в заявке по 7 раунду.

Решено продолжить подготовку возможной заявки в 7 раунд.

Заседание продолжила Н. Кацап докладом о российском медиа-партнерстве. Она отметила, что кампании в СМИ позволяют привлекать больше людей к создаваемым услугам в сфере профилактики и лечения ВИЧ и ТБ. Это с успехом используется в проектах, поддержанных ГФ.

И. Пчелин рассказал о национальной премии в области борьбы со СПИДом «Красная лента». Источники премии — спонсорские пожертвования, фармацевтическая промышленность, бизнес-сообщество, донорские организации и т. п. Инициатива поддержана МЗСР РФ. Номинации утверждает экспертный совет. И. Пчелин просил СКМ поддержать эту инициативу и выделить эксперта от лица СКМ для оценки подаваемых заявок на номинации.

В заключение заседания У. Вебер высказал замечание по поводу заявки на 7 раунд по туберкулезу. В соответствии с правилами ГФ Россия сейчас может подавать заявки по туберкулезу. ГФ не будет высказывать мнения по поводу внутренних обсуждений в стране о том, нужно ли подавать такую заявку. Позиция ГФ такова, что он будет поддерживать технически обоснованную заявку России в ГФ.

В отношении заявки на Фазу 2 4 раунда по борьбе с ВИЧ. Заявка подана вовремя, она полная, сейчас проходит ревизию в Прайс Вотерхаус Куперс в течение 10 дней. После этого будет внутренняя оценка ГФ по прогрессу в 1 фазе. В середине июля директорат Фонда будет принимать решение. В августе правление Фонда будет решать вопрос по финансированию.

На этом заседание СКМ завершилось.

Решения, принятые на заседании.

1. Одобрить Отчет проекта «ГЛОБУС».

2. Одобрить отчет «Итоги 1-й фазы проекта «Контроль и сдерживание распространения туберкулеза в Томской области».

3. Принять Решение СКМ по компоненту «Обеспечение препаратами 2 ряда Центров передового опыта на базе учреждений МЗСР и Минюста РФ».

4. Продолжить разработку возможной заявки на 7 раунд ГФ по борьбе с туберкулезом в координации с МЗСР. Основным реципиентов назначить Фонд «Российское Здравоохранение».

Приложение 1.

Решение СКМ по обеспечению препаратами 2 ряда Центров передового опыта МЛУ ТБ.

В целях реализации компонента «Обеспечение препаратами 2 ряда Центров передового опыта на базе учреждений МЗСР и Минюста РФ» в рамках Программы Глобального Фонда «Развитие стратегии лечения населения РФ, уязвимого к туберкулезу» СКМ предлагает:

1. Руководителям названных учреждений подготовить и подать в Комитет зеленого света в соответствии с установленными процедурами в срок до 10 июля 2007г. заявки на обеспечение препаратами 2 ряда.

2. Программе ВОЗ по борьбе с туберкулезом в РФ оказать техническое содействие в подготовке заявок.

3. Фонду «Российское здравоохранение» (Голяев Д.А.) информировать СКМ о реализации индикатора по набору пациентов на терапию препаратами 2 ряда.

СКМ

Новости

© 2007-2024, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб