Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Перейти на главную страницу сайта
Последние эпидемиологические данные по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
(по состоянию на 31.12.2014 г.)
Кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (с 1987 г. по 31.12.2014 г.):907607
Количество людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД в Российской Федерации на 100 000 населения (пораженность):494,6
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации в 2014 г. :85252
Основные причины заражения ВИЧ среди впервые выявленных в 2014 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения:
— употребление наркотиков нестерильным инструментарием:57,3%
— гетеросексуальные контакты:40,3%
© Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Подробная статистика
Тел. +7 (495) 366-05-18, 365-30-09

ИНФОРМАЦИЯ

Уважаемые посетители!
На официальном сайте Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом запрещается распространение и пропаганда диссидентской теории ВИЧ и альтернативных методов лечения ВИЧ-инфекции.



Посетители, распространяющие подобную информацию, будут заблокированы.

The fight against HIV/AIDS and tuberculosis: Country Coordinating Mechanism in action

Chair of Country Coordinating Mechanism in the Russian Federation — Pokrovsky Valentin Ivanovich, Doctor of Medical Sciences, professor, winner of Russian State and government Awards in sciences and techniques, Awards from the Russian Academy of Sciences and Russian Academy of Medical Sciences, academician of Russian Academy of Sciences and Academy of Medical Sciences, Director of Federal Research Institute for Epidemiology.

The growth of HIV/AIDS, tuberculosis and malaria that lead to permanent loss of ability to work and premature deaths, is the priority problem of the international community. Tuberculosis and malaria mortality remains high, and AIDS mortality continues to grow. According to World Health Organization, the number of death cases from malaria is 1,1 — 1,3 million per year.

HIV statistics worldwide, estimated

(UNAIDS/WHO, 2009)

  2007 2008
People with HIV, millions of cases 33,0 33,4
New HIV infections, millions of cases 2,7 2,7
AIDS-related deaths, millions of cases 2,0 2,0
New infections a day, cases over 7400 over 7400

Worldwide statistics on TB

(estimated, WHO 2009)

    HIV(-)people HIV(+) people
Incidence, all cases, millions 9,4    
Prevalence, all cases, millions 11,1    
Deaths from TB, millions   1,3 0,52
Incidence per 100 000 population 139    

TB is a leading killer of people with HIV. In 2008, WHO reported the biggest growth of multi-drug resistant TB (MDR-TB). 5% of all TB cases have MDR-TB. 8 million deaths were averted in 2008 by using Directly Observed Treatment Strategy (DOTS).

TB data for Russian Federation, all cases

(WHO RF Country profile, 2007)

  Total Among people with HIV
Incidence 157 321 25 715
Prevalence 164 000 13 000
Incidence per 100 000 population 110 18
Prevalence per 100 000 population 115 9
Mortality 25 000 5 100

Russian Federation is among 5 top countries with the largest number of TB cases (WHO, 2008). In 2009, 214 924 TB patients were registered for treatment.


(Slide generously provided by E.I.Skachkova, Federal Research Institute for Organization and Informatization of Health Service.)

Federal center for monitoring tuberculosis control provides the following data:

Decrease in the diagnosed TB cases is caused by economic problems in the country and weakening of medical care services. This is confirmed by the increase in registration of destructive forms of TB.

Treatment efectiveness remains low: 58,9% в 2008 , and 57,6% — in the first three quarters of 2009. Most of Russian territories are below the threshold of 40% for efficacy of treatment, which is the level of natural self cure. The causes are: 1) early haltering of treatment (9,7%); 2) high mortality during treatment. Within the first year of therapy, almost 9,2% of patients die. This is caused by late diagnosis and late start of treatment, when lung destruction occurred ; 3) the high proportion of multi drug resistant forms (MDR-TB).

Spread of MDR-TB is a serious threat. In 2007, MDR-TB was diagnosed in 13% of all new cases of TB, and in 49% of previously treated cases (WHO, Country profile, 2007). In 2008, the diagnosis of MDR-TB was confirmed in 13,6% of all newly infected patients and in 50,2% of previously treated patients; mortality from TB was 17,9 per 100 000 population.

A great part of TB patients are in the penitentiary system. In 2008, of 270 544 registered TB patients, 24 302 patients came from penitentiary institutions.

Major challenges include high rates of MDR-TB among new and previously treated cases combined with an inadequate supply of second-line drugs, poor infection control in TB units and laboratories, and a shortage of appropriately qualified staff (WHO RF Country profile, 2007).

The significance of TB infection increases with HIV spread and growth in the number of combined HIV/TB cases. Tuberculosis in HIV patients significantly worsens the prognosis and leads to increase in mortality from TB.

HIV data in the Russian Federation (Federal AIDS center, 2009)

  31.12.2006 31.12.2007 31.12.2008
Cumulative number of HIV positive people registered in Russian Federation since 1987 395 244 445 111 504 537
HIV prevalence per 100 000 population 238,0 269,3 307,1
Number of diagnosed AIDS cases among Russian citizens 5 959 6 298 6 590
AIDS-related deaths among Russian citizens 4 863 5 101 5 282
Cumulative number of foreign citizens with HIV antibodies in the Russian Federation 8 132 9 880 11 634

The number of people with HIV in Russia is constantly growing, and by 31.12.2009, 516 167 people have been registered with HIV(Federal AIDS Center). According to WHO/UNAIDS, the real number of HIV cases in Russia is approaching 1 million. 11% (48 000) of all people registered with HIV, and 14% of all people with TB are in prisons (Federal Service for Sentence Execution, 2008).

Despite the efforts from the Russian government and international organizations, the number of new HIV cases grows constantly, and the mortality from this infection starts to grow sharply in relation to a growing number of AIDS patients.

Federal AIDS center provides the following data:

The number of people diagnosed with AIDS and HIV/AIDS-related deaths are increasing sharply. In 2008, 12 759 of HIV-infected Russian citizens died, compared to 2005 — 6 122 (National priority project «Health»). In the end of 2008, total 11 783 AIDS patients were registered; one third of them (3848) got registered in 2008 alone. Of all AIDS patients who were registered in 2008, 2743 patients died. 13% of all people registered with HIV needed antiretroviral therapy in 2008 (National priority project «Health» data). However, estimated 25% of all people registered with HIV are in need for treatment, and for different reasons (generally related to registration issues in the place of living and belonging to hidden (vulnerable) groups ), do not receive therapy.

Public Health has effective tools to prevent and treat AIDS, TB and malaria. Their utilization on a large scale would change the course of the epidemics. However, a marked increases in resources is necessary to achieve this.

At the meeting in 2000, the G8 leaders announced of their acknowledgement of the need to mobilize the resources to fight HIV/AIDS, TB and malaria. Special session of the UN General Assembly (July of 2001) completed with the Resolution to create the Global Fund to fight AIDS, Tuberculosis and Malaria (GF) that would become the mechanism to mobilize additional funding. At the meeting in Genoa in July of 2001, the leaders of the G8 countries made a decision to direct financial resources to GF.

The main goal of the Global Fund is to mobilize the resources for the fight against AIDS, TB and malaria, manage them and distribute them to the territories in most need. The Global Fund creates partnership between governments, civil society, private sector and vulnerable populations, affected communities; works in close collaboration with other multi- and bilateral organizations in health care and development, coordinates the new programmes with already existing. The GF budget is formed of resources provided by donors: countries and organizations.

GF funds the activities and programmes on a competitive basis, after a thorough review of the applications — project proposals sent from the countries most in need for assistance to fight the epidemic of these dangerous diseases.

The applications are sent from countries to the Fund through Country Coordinating Mechanisms (CCMs), in which different sectors of the society must be represented: government and non-government organizations, civil society institutions, multi- and bilateral partners, people affected by HIV/AIDS and tuberculosis, academic institutions, as well as private sector representatives. CCM must be represented at the high national level, of officials responsible for national planning.

Country Coordinating Mechanism selects and appoints Principal (main) Recipients (PR) of the grants. According to GF rules, PRs must be independent organizations with the experience in large projects implementation. After receipt of the grant, Principal Recipient implements the programme submitted to GF by CCM.

In 2003, in Russian Federation, a national collective coordinating and advisory body was created — County Coordinating Mechanism to fight HIV/AIDS and tuberculosis epidemic in Russian Federation (CCM). It was chaired by president of Russian Academy of Sciences academician V.I.Pokrovsky. He chairs the CCM in the present. Deputy Minister of Health and Social Development of the Russian Federation, academician V.I.Starodubov became CCM vice Chair in 2004.

CCM includes 33 member organizations, which appoint 33 CCM member representatives.

Representatives of different interested organizations participate in CCM meetings as advisors, observers and experts. CCM member organizations represent different sectors of the Russian society and international partners.

Academicians of Russian Academy of Medical Sciences M.I.Perelman, V.I.Pokrovsky, V.I.Starodubov, V.V.Pokrovsky are CCM members. CCM Secretary carries out administrative support of CCM activity, organizes regular meetings of CCM members, advisors and observers, prepares the agenda, protocols of the meetings and ensures participation of CCM members representing all sectors of the society in discussions and CCM decisions. UNAIDS and the Global Fund Secretariat provide administrative, technical and financial support to CCM.

CCM is a voluntary public group. In its activities it is guided by Russian Federation laws, CCM statute and Global Fund recommendations. CCM meetings are held on a regular basis no less than 6 times per year.

Since its creation, CCM has played a leading role in the country’s national response to the

HIV an TB epidemic. CCM coordinated the application for the Global Fund Round 4 «Promoting a Strategic Response to HIV/AIDS -Care and Treatment for Vulnerable Populations in the Russian Federation» and «Promoting a Strategic Response to tuberculosis -Care and Treatment for Vulnerable Populations in the Russian Federation».

As a result of a competitive selection by GF, the CCM Russian Federation application was approved for funding with $210 million from the Global Fund to fight HIV/AIDS and tuberculosis. By 01.01.2010, within the GF funded Round 4 programme, cumulative 38 040 patients have received combined antiretroviral therapy; 5964 patients with multi-drug resistant tuberculosis have been receiving therapy with the second-line drugs. In the 4 years of the programme, 139 339 tuberculosis patients have been receiving a complex social support within treatment adherence projects. As a result of the effective measures for improving diagnosis and treatment, a reduction in TB mortality since 2005, and a decrease in prevalence of smear-positive TB cases since 2002 have been achieved.

Core CCM functions are to support preparation, review and submission of new applications to the Global Fund, grant oversight and control of effective implementation of the grants received, in accordance with the Global Fund requirements.

В In Russia, the following GF grants are under implementation:

  • Stimulating an Effective National Response to HIV/AIDS in the Russian Federation.
  • The Tomsk Oblast Comprehensive Strategy to Contain and Control Tuberculosis.
  • The Tomsk Oblast Comprehensive Strategy to Reduce the Burden of Drug Resistant Tuberculosis.
  • Promoting a Strategic Response to HIV/AIDS Treatment and Care for Vulnerable Populations in the Russian Federation.
  • Promoting a Strategic Response to TB Treatment and Care for Vulnerable Populations in the Russian Federation.
  • Scaling up access to HIV prevention and treatment by strengthening HIV services for injecting drug users in the Russian Federation.

Principal recipients of the GF grants are Open Health Institute (Round 3), Charity Foundation «Partners in Health» (Round 3), Russian Health Care Foundation (Round 4), Russian Harm Reduction Network (ESVERO, Round 5). The Global Fund grants are disbursed to Principal Recipients; however, CCM discusses all strategic questions (for example related to applications discussion, or changes in the applications/implementation plans). In all cases PR seeks CCM approval.

All grant recipients report to CCM on a regular basis on the implementation of projects supported by GF. CCM assists in coordination of activities within Federal and regional programmes and GF Rounds 3, 4, and 5 projects, as they are implemented also by non government organizations together with the state services.

CCM oversees the utilization of grants received, coordinates measures to increase the return of funds invested, with the goal to increase the number of the population receiving support, and assure the quality of services in all projects.

Within the Round 4 project, in 59 regions of the country, an integrated system for prevention, treatment, care and support in HIV/AIDS and tuberculosis was created at the national level. In the framework of the funding received, a wide scope of activities are undertaken for capacity building of the Russian health system in HIV/AIDS and TB; early diagnosis, effective treatment, care and support for PWH and TB patients; a large scale system for staff education; complex outreach programmes are diversified; HIV mother-to-child transmission prevention has been introduced as a standard of care for HIV positive pregnant women; the system for procurement management and supply of antiretroviral and antituberculosis drugs; the price reduction strategy is introduced for antiretroviral drugs; the system for laboratory diagnosis is strengthened; surveillance of HIV and TB, monitoring drug resistance; applied research programmes in improving access to treatment and care — are supported through the GF grants.

Country Coordinating Mechanism participates in development of the basic documents in HIV/AIDS and tuberculosis. The draft National Concept of response to HIV/AIDS epidemic, the indicators of the universal access to HIV prevention, treatment, care and support were drafted, discussed and approved at CCM meetings.

Projects coordinated by CCM, support and complement Federal programmes in HIV/AIDS and tuberculosis: subprogramme "Anti HIV/AIDS of Federal programme «Prevention of socially significant diseases (2002-2006), subprogramme «Anti HIV/AIDS» of Federal programme for prevention of socially significant diseases for 2007-2011, and the relevant components of National priority project «Health».

The funds of Round 4 project coordinated by CCM are directed to the regions of the country, with the highest prevalence of HIV and TB, and are aimed to the spheres of the response to the epidemic not funded adequately by the state programmes. These are, in the first instance, prevention activities, and projects directed towards vulnerable, hard to reach and hidden populations (drug users, commercial sex workers, people in penitentiary institutions etc.).

Other fields in which CCM-coordinated projects support and complement federal HIV and TB programmes are:

  • Prevention programmes among youth and wide population.
  • Prevention programmes among vulnerable groups (hidden injecting drug user groups, including harm reduction).
  • Educational and continuing medical education programmes for medical specialists and social service workers, aimed to meet the specifics of work with the vulnerable populations, that allow to ensure HIV and TB treatment adherence.
  • Informational mass media campaigns for wide population to increase the knowledge and reduce stigma/discrimination of PWH.
  • Health services capacity building, to provide complex prevention and specialized treatment services for PWH, as regional AIDS centers will soon be unable to handle the growing number of HIV infected people.
  • Drug procurement for HIV and TB treatment, including drugs for multi-drug-resistant TB, and activities to reduce drug prices.
  • Support to national monitoring and evaluation system in HIV and TB.

CCM is a democratic forum that joins different sectors of the society, state and nongovernmental organizations involved in the national response to HIV and TB epidemics. In the future, CCM will continue to play a leading role in coordination of the fight against HIV/AIDS and TB in the Russian Federation.

СКМ

Новости

© 2007-2017, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб

Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Перейти на главную страницу сайта
Последние эпидемиологические данные по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
(по состоянию на 31.12.2014 г.)
Кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (с 1987 г. по 31.12.2014 г.):907607
Количество людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД в Российской Федерации на 100 000 населения (пораженность):494,6
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации в 2014 г. :85252
Основные причины заражения ВИЧ среди впервые выявленных в 2014 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения:
— употребление наркотиков нестерильным инструментарием:57,3%
— гетеросексуальные контакты:40,3%
© Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Подробная статистика
Тел. +7 (495) 366-05-18, 365-30-09

ИНФОРМАЦИЯ

Уважаемые посетители!
Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом проводит эпидемиологическое исследование распространенности вируса папилломы человека у ВИЧ-позитивных женщин, в рамках которого проходят следующие обследования: осмотр гинеколога, УЗИ органов малого таза и кольпоскопия, анализ на вирус папилломы и урогенитальные инфекции, ПАП-тест.



Всех желающих принять участие в исследовании просим обращаться в кабинет №232 или по телефону 8 (495) 365 30 09.

Контактное лицо Попова Анна Анатольевна

Борьба со СПИДом и туберкулезом: Страновой Координационный Механизм в действии

Председатель Странового Координационного Механизма по противодействию эпидемии СПИДа и туберкулеза в России — Валентин Иванович Покровский, д.м.н., профессор, лауреат Государственной премии и премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Именных премий АМН СССР и РАМН, академик АМН и РАМН; Директор Центрального научно-исследовательского института Эпидемиологии Роспотребнадзора.

Рост эпидемий СПИДа, туберкулеза и малярии, ведущих к стойкой утрате трудоспособности и преждевременной смертности, является приоритетной проблемой мирового сообщества. Смертность от малярии и туберкулеза по-прежнему остается высокой, а смертность от ВИЧ/СПИД продолжает расти. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), в мире расчетное число смертных случаев от малярии составляет 1,1-1,3 млн. в год.

Мировая статистика по ВИЧ/СПИДу

(расчетные данные ЮНЭЙДС/ВОЗ, 2009)

  2007 2008
Люди с ВИЧ, млн.случаев 33,0 33,4
Новые случаи ВИЧ, млн. 2,7 2,7
Смерти, связанные со СПИДом, млн. 2,0 2,0
Новые случаи ВИЧ более 7400 более 7400

Мировая статистика по туберкулезу

(расчетные данные ВОЗ, 2009)

    ВИЧ(-)люди ВИЧ(+) люди
Заболеваемость, все случаи, млн. 9,4    
Пораженность, все случаи, млн. 11,1    
Смерти от туберкулеза, млн.   1,3 0,52
Заболеваемость на 100 тыс. населения 139    

Туберкулез — ведущая причина смерти людей с ВИЧ. В 2008 году ВОЗ отметила наивысший рост туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ). 5% из всех случаев туберкулеза вызваны МЛУ-ТБ. 8 миллионов смертей было предотвращено в 2008 году с использованием стратегии лечения под наблюдением (DOTS).

Статистика по туберкулезу в РФ, все случаи

(Страновой профиль, ВОЗ, 2007)

  Всего Среди людей с ВИЧ
Заболеваемость 157 321 25 715
Болезненность 164 000 13 000
Заболеваемость на 100 тыс. населения 110 18
Болезненность на 100 000 тыс. населения 115 9
Смертность 25 000 5 100

Российская Федерация — одна из пяти стран с наибольшим количеством случаев туберкулеза (ВОЗ, 2008).


(Слайд любезно предоставлен Е.И.Скачковой, ЦНИИОИЗ)

Федеральный центр мониторинга противодействия туберкулезу Минздравсоцразвития РФ приводит следующие данные:

Снижение выявленных случаев заболеваемости вызвано экономическими проблемами в стране и ослаблением общей лечебной сети. Об этом свидетельствует увеличение регистрации деструктивных форм туберкулеза.

Эффективность лечения остается низкой: 58,9% в 2007 г., 57,6% — за три квартала 2009 г. Большая часть субъектов РФ лежит ниже порогового значения по излечению — ниже 40%, что является уровнем самоизлечения. Причины — 1) прерывание лечения (9,7%); 2) высокая летальность больных на лечении. В течение первого года умирают почти 9,2% больных, взятых на лечение. Это связано с поздним выявлением и началом лечения в фазе распада легочной ткани. 3) Очень высока доля больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью (МЛУ-ТБ).

Распространение МЛУ-ТБ — серьезная угроза в Российской Федерации. В 2007 году МЛУ-ТБ был диагностирован в 13% из всех новых случаев туберкулеза и в 49% случаев ранее леченного ТБ (Страновой профиль, ВОЗ, 2007). В 2008 году диагноз МЛУ-ТБ был подтвержден у 13,6% впервые выявленных больных и у 50,2% больных с рецидивами туберкулеза; смертность от туберкулеза составила 17,9 на 100 тыс. чел.

Большая часть больных туберкулезом содержится в местах лишения свободы. В 2008 году из состоявших на учете 270 544 чел больных ТБ 24 302 чел. прибыли из учреждений исполнения наказаний.

Основные проблемы — высокие показатели МЛУ-ТБ среди новых и ранее леченых случаев в сочетании с недостаточным снабжением препаратами, плохим инфекционным контролем в противотуберкулезных учреждениях и лабораториях и нехватка квалифицированного персонала (Страновой профиль, ВОЗ, 2007).

Значимость туберкулеза увеличивается на фоне распространения эпидемии ВИЧ/СПИД и увеличения количества сочетанных инфекций ВИЧ и туберкулеза. Наличие ВИЧ у больных туберкулезом значительно ухудшает течение болезни и ведет к повышению смертности от туберкулеза.

Статистика по ВИЧ/СПИДу в РФ (ФНМЦ СПИД, 2009)

  31.12.2006 31.12.2007 31.12.2008
Кумулятивное число людей с ВИЧ, зарегистрированных в РФ с 1987 года 395 244 445 111 504 537
Пораженность ВИЧ на 100 тыс. населения 238,0 269,3 307,1
Количество выявленных случаев СПИДа среди граждан РФ 5 959 6 298 6 590
Смерти от СПИДа среди граждан РФ 4 863 5 101 5 282
Кумулятивное количество иностранных граждан с антителами к ВИЧ на территории РФ 8 132 9 880 11 634

Количество людей с ВИЧ неуклонно растет, и к 31.12.2009 в России зарегистрированы 516 167 людей с ВИЧ. По данным, опубликованным ВОЗ/ЮНЭЙДС, реальное количество случаев ВИЧ-инфекции в России приближается к одному миллиону. 11% (48 000) из всех зарегистрированных людей с ВИЧ, и 14% из всех людей с туберкулезом находятся в учреждениях исполнения наказаний (ФСИН России, 2008).

Несмотря на усилия со стороны государства и международных организаций, число новых случаев заражения ВИЧ также постоянно увеличивается, а смертность от этой инфекции резко растет в связи с увеличением количества больных в стадии СПИДа.

Федеральный научно-методический центр профилактики и борьбы со СПИДом приводит следующие данные:

Число зарегистрированных больных СПИДом и смертей от СПИДа быстро растет. В 2008 году умерло 12 759 ВИЧ-инфцированных граждан РФ по сравнению с 6 122 чел., умершими в 2005 году (Приоритетный национальный проект «Здоровье»). На конец 2008 года всего было зарегистрировано 11 783 больных СПИДом. Треть из них (3 848 чел.) были зарегистрированы только в 2008 году. Из всех зарегистрированных больных СПИДом 2 743 чел. умерли. В 2008 году 13% от всех зарегистрированных людей с ВИЧ нуждались в терапии (Приоритетный национальный проект «Здоровье»). Однако расчетное число нуждающихся в терапии составляет 25%. Люди не получают лечение по причинам, в основном связанным с проблемами регистрации по месту нахождения и принадлежностью к скрытым (уязвимым) группам населения.

Общественное здравоохранение имеет в своем распоряжении эффективные способы профилактики и лечения СПИДа, туберкулеза и малярии. Их использование в широких масштабах могло бы изменить течение этих заболеваний. Однако чтобы этого добиться, требуется значительно увеличить привлекаемые ресурсы.

Лидеры восьми ведущих стран мира заявили о своем признании необходимости выделения ресурсов для борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией на встрече в 2000 году. Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН в июне 2001 года завершилась принятием резолюции о создании Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией (ГФСТМ), который станет средством привлечения дополнительного финансирования. На встрече в Генуе в июле 2001 года лидеры восьми ведущих стран приняли решение о выделении финансовых средств в ГФ.

Главная цель Глобального фонда состоит в том, чтобы привлекать ресурсы для борьбы с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, управлять ими и распределять их в более нуждающиеся в них территории. Глобальный фонд осуществляет партнерство между правительствами, гражданским обществом, частным сектором и пораженными общинами, работает в тесном сотрудничестве с другими многосторонними и двусторонними организациями в области здравоохранения и развития, обеспечивает координацию заново финансируемых программ с уже существующими. Бюджет Глобального Фонда складывается из ресурсов, предоставляемых донорами: государствами или организациями.

Финансирование конкретной деятельности осуществляется Глобальным Фондом на конкурсной основе после тщательного изучения заявок-проектов, поступивших от стран, особо нуждающихся в помощи в борьбе с опасными заболеваниями.

Заявки стран на финансирование направляются в Фонд через Страновой Координационный Механизм, в котором должны активно участвовать правительственные и неправительственные организации, институты гражданского общества, многосторонние и двусторонние партнеры, люди, пострадавшие от ВИЧ/СПИД и туберкулеза, академические институты, а также представители частного сектора. Механизм должен быть представлен на высшем национальном уровне, отвечающем за национальное планирование.

Страновой Координационный Механизм выбирает и назначает Основных реципиентов грантов, которые по правилам ГФ должны быть независимой организацией, имеющей опыт осуществления крупных проектов. Основной реципиент по получении гранта занимается реализацией программы заявки СКМ.

В 2003 г. в Российской Федерации был создан национальный коллективный координационный и совещательный орган — Страновой Координационный Механизм по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД и туберкулеза в России (СКМ). Возглавил СКМ президент РАМН В.И.Покровский, он является Председателем СКМ и в настоящее время. Заместителем председателя в 2003 году стал Заместитель Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации В.И.Стародубов.

Всего в СКМ входит 33 организации, представляющие различные сектора российского общества, и международные партнеры.

Членами СКМ являются академики РАМН М.И.Перельман,В.И.Покровский, В.И.Стародубов, В.В.Покровский. Секретарь СКМ осуществляет административную поддержку его работы, организует регулярные встречи членов, советников и наблюдателей и выработку повестки дня заседаний, ведет протоколы и обеспечивает непосредственное участие всех членов СКМ — представителей широких слоев общества — в обсуждении и утверждении решений СКМ. Административная и техническая поддержка работы СКМ осуществляется при содействии Секретариата Глобального фонда и ЮНЭЙДС.

СКМ является добровольным общественным объединением, в своей деятельности и функциях руководствуется законами Российской Федерации, Уставом и рекомендациями Глобального Фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией. Заседания СКМ проводятся на регулярной основе, не реже 6 раз в год.

Со времени создания Страновой Координационный Механизм играл ведущую роль в национальном ответе страны на эпидемию. СКМ координировал разработку и подачу заявки по 4 раунду ГФ «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД» и «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу».

В результате конкурсного отбора, проведенного ГФ, заявка от СКМ Российской Федерации получила из ГФ 210 млн.долл. на борьбу с ВИЧ/СПИД и туберкулезом.

К 01.01.2010г. в рамках программы, поддержанной Глобальным фондом, всего 38 040 человек получили жизнесохраняющую терапию против ВИЧ/СПИДа, включая пациентов в местах лишения свободы. Получили комплексную паллиативную помощь около 60% нуждающихся больных (более 4 тыс. человек). Обучены 12 865 медицинских специалистов в сфере туберкулеза и ВИЧ/ТБ. 5964 пациента с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза (МЛУ-ТБ) получают лечение препаратами второго ряда, затраты на их лечение в сумме 14,9 млн.долл. обеспечены из Программы 4 Раунда ГФСТМ. До декабря 2010 года получать лечение будут около 7500 пациентов с МЛУ-ТБ, для их лечения по Программе 4 Раунда будет закуплено препаратов 2 ряда на 10 млн.долл. За 4 года реализации проекта 139 339 больных туберкулезом вовлечены в программы приверженности лечению. В результате эффективных мер по улучшению диагностики и лечения с 2005 года достигнуто снижение смертности от туберкулеза и уменьшение распространенности туберкулеза с бактериовыделением.

Главная работа Странового Координационного Механизма заключается в содействии в подготовке, рассмотрении и представлении новых заявок в ГФ, а также контроле над обеспечением эффективного исполнения полученных грантов в соответствии с требованиями этого Фонда.

В России реализуются следующие гранты ГФ

  • «Стимулирование эффективной национальной стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИД на территории Российской Федерации» (3 раунд).
  • «Контроль и сдерживание распространения туберкулеза в Томской области» (3 раунд).
  • «Контроль и сдерживание распространения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью в Томской области» (3 раунд).
  • «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к ВИЧ/СПИД» (4 раунд).
  • «Развитие стратегии лечения населения Российской Федерации, уязвимого к туберкулезу» (4 раунд).
  • «Расширение доступа к профилактике и лечению ВИЧ путем развития услуг в сфере ВИЧ для потребителей инъекционных наркотиков в Российской Федерации» (5 раунд).

Основными реципиентами грантов Глобального Фонда являются Открытый Институт Здоровья Населения (3 раунд), Благотворительный Фонд «Партнеры во Имя Здоровья» (3 раунд), Фонд «Российское Здравоохранение» (4 раунд) и Всероссийская Сеть Снижения Вреда (5 раунд). Гранты Глобального Фонда поступают непосредственно Основному реципиенту, но он во всех вопросах стратегического характера (например, связанных с обсуждением или изменением заявок) обязательно согласует свои действия с СКМ. Все получатели грантов регулярно отчитываются перед СКМ о ходе реализации проектов, поддержанных ГФ. СКМ помогает координировать деятельность в рамках государственных целевых программ и проектов 3, 4 и 5 раундов ГФ, которые реализуются помимо государственных также неправительственными организациями. СКМ осуществляет надзор за освоением полученных грантов, координирует меры для повышения отдачи от вложенных средств с целью увеличения количества населения, получившего поддержку, повышения качества услуг и снижения затрат по всем проектам.

По проекту 4 раунда ГФ в 59 регионах страны создается интегрированная система профилактики, лечения, ухода и поддержки при ВИЧ/СПИД и туберкулезе на национальном уровне. В рамках полученного финансирования реализуется широкий комплекс мероприятий для укрепления потенциала российской системы здравоохранения в области ВИЧ/СПИД и туберкулеза, обеспечения раннего выявления, эффективного лечения, ухода и поддержки ЛЖВС и больных туберкулезом; создается широкомасштабная система обучения кадров, расширяются комплексные аутрич-программы; профилактика вертикальной передачи ВИЧ вводится как стандарт ведения ВИЧ-позитивных беременных женщин; укрепляется система управления закупками и запасами антиретровирусных и противотуберкулезных препаратов, и реализуется стратегия снижения цен на антиретровирусные лекарственные средства; укрепляется система лабораторной диагностики, система эпиднадзора за общей ситуацией по ВИЧ/СПИД и туберкулезу, мониторинга и эпиднадзора за лекарственной устойчивостью; поддерживаются программы практических исследований в области расширения доступа к лечению.

Страновой Координационный Механизм участвует в разработке основополагающих документов в области ВИЧ/СПИД и туберкулеза. В 2006 году на заседаниях СКМ был обсужден и одобрен проект Национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД. В 2007 году на заседаниях СКМ после обсуждения были одобрены индикаторы всеобщего (универсального) доступа к профилактике, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ/СПИД. Проекты, координируемые СКМ, поддерживают и дополняют Федеральные целевые программы по СПИДу и туберкулезу: подпрограмму «Анти-ВИЧ/СПИД» федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002–2006 годы), подпрограмму «Анти-ВИЧ/СПИД» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007—2011 годы, а также соответствующие компоненты приоритетного национального проекта «Здоровье».

При этом средства проекта 4 раунда ГФ, координируемого СКМ, направляются в регионы страны с наибольшей пораженностью этими инфекциями, а также в те сферы противодействия эпидемии, которые недостаточно финансируются со стороны государства. Это, в частности, профилактические мероприятия и проекты, направленные на уязвимые, труднодоступные и скрытые группы населения (потребители наркотиков, секс-работники, заключенные и др.).

Другие направления, по которым проекты, координируемые СКМ, поддерживают и дополняют государственные программы по борьбе со СПИДом и туберкулезом:

  • Программы профилактики среди молодежи и широких слоев населения.
  • Программы профилактики в уязвимых группах (в первую очередь среди скрытых потребителей инъекционных наркотиков, включая снижение вреда).
  • Программы подготовки и переподготовки специалистов медицинских учреждений и социальных служб, отвечающие потребностям работы с уязвимыми группами и позволяющие обеспечивать приверженность лечению ВИЧ-инфекции.
  • Информационные кампании для широких слоев населения в средствах массовой информации (прежде всего, на телевидении), направленные на повышение осведомленности граждан о ВИЧ/СПИД и снижение стигмы и дискриминации в отношении людей, живущих с ВИЧ.
  • Развитие возможностей общей лечебной сети по оказанию комплекса услуг по профилактике и специализированному лечению людям, живущим с ВИЧ, поскольку региональные и местные центры СПИД в ближайшее время перестанут справляться со все возрастающим числом ВИЧ-позитивных пациентов.
  • Закупка лекарственных средств для лечения ВИЧ/СПИД и туберкулеза, включая препараты для лечения туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, и мероприятия по снижению закупочных цен на препараты.
  • Поддержка создания единой национальной системы мониторинга и оценки в сфере противодействия эпидемии.

В будущем СКМ как демократический форум, объединяющий представителей разных секторов общества, правительственных и неправительственных организаций и частных лиц, вовлеченных в противодействие эпидемии, сохранит лидирующую роль в координации противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД и туберкулеза в Российской Федерации.

СКМ

Новости

© 2007-2017, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб