Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Перейти на главную страницу сайта
Последние эпидемиологические данные по ВИЧ-инфекции в Российской Федерации
(по состоянию на 31.12.2014 г.)
Кумулятивное количество зарегистрированных случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации (с 1987 г. по 31.12.2014 г.):907607
Количество людей, живущих с диагнозом ВИЧ/СПИД в Российской Федерации на 100 000 населения (пораженность):494,6
Количество новых случаев ВИЧ-инфекции среди граждан Российской Федерации в 2014 г. :85252
Основные причины заражения ВИЧ среди впервые выявленных в 2014 г. ВИЧ-позитивных с установленными факторами риска заражения:
— употребление наркотиков нестерильным инструментарием:57,3%
— гетеросексуальные контакты:40,3%
© Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Подробная статистика
Тел. +7 (495) 366-05-18, 365-30-09

ИНФОРМАЦИЯ

Уважаемые посетители!
Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом проводит эпидемиологическое исследование распространенности вируса папилломы человека у ВИЧ-позитивных женщин, в рамках которого проходят следующие обследования: осмотр гинеколога, УЗИ органов малого таза и кольпоскопия, анализ на вирус папилломы и урогенитальные инфекции, ПАП-тест.



Всех желающих принять участие в исследовании просим обращаться в кабинет №232 или по телефону 8 (495) 365 30 09.

Контактное лицо Попова Анна Анатольевна

Национальная концепция противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации

Глобальное распространение вируса иммунного дефицита (ВИЧ), вызывающего развитие смертельного синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИД) представляет угрозу жизни и здоровью населения Российской Федерации, сохранению численности россиян, нормальному функционированию экономики страны и системы российского здравоохранения, обеспечению национальной безопасности и геополитической целостности страны.

Национальная концепция противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации направлена на предупреждение распространения ВИЧ на территории РФ и ограничение негативных последствий распространения ВИЧ как для граждан России, пострадавших вследствие заражения этим вирусом, так и для общества в целом.

Национальная концепция основывается на положениях Конституции РФ и действующего законодательства РФ, международных договорах и обязательствах РФ, учитывает уровень социально-экономического развития страны и культурно-исторические традиции народов РФ, использует позитивный международный опыт борьбы с ВИЧ/СПИД.

Национальная концепция подразумевает активное вовлечение в дело борьбы с ВИЧ/СПИД и эффективное сотрудничество широкого круга правительственных учреждений, образовательных, научных и академических организаций, общественных и политических объединений, негосударственных, некоммерческих, благотворительных и религиозных организаций, частных предприятий и отдельных граждан, включая лиц, непосредственно пострадавших от ВИЧ/СПИД.

Национальная концепция основывается на принципах обеспечения полного равноправия граждан в сфере доступа к средствам предупреждения заражения ВИЧ, к лечению ВИЧ-инфекции и СПИДа и получению других видов помощи независимо от пола, возраста, места проживания, от принадлежности к той или иной социальной группе, от политических убеждений, от особенностей бытового поведения или отношения к религии.

Национальная концепция подразумевает участие России в международных мероприятиях по борьбе с ВИЧ/СПИД и оказание помощи населению других стран, пострадавших от пандемии ВИЧ/СПИД.

Национальная концепция основывается на том, что исключительная угроза ВИЧ-инфекции для национальной безопасности России делает борьбу с этим заболеванием обязанностью как Российского государства, так и всех граждан Российской Федерации и всех лиц, находящихся на территории России.

Пандемия ВИЧ-инфекции как глобальная угроза

Начиная с 80-х годов ХХ века, на Земле развивается глобальная эпидемия (пандемия) ВИЧ-инфекции (СПИДа).

Инфекционный агент, вызвавший пандемию, — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). ВИЧ передается от человека к человеку при половых контактах, при переливании крови (или при случайном переносе зараженной ВИЧ крови от человека к человеку режущими или колющими инструментами) Вирус также может передаваться от зараженной ВИЧ матери ее ребенку во время беременности, родов и кормления грудью. Хотя другими путями ВИЧ от человека к человеку не передается, тем не менее, ряд особенностей вызываемого им заболевания обеспечивает его способность широко распространяться в современном сообществе людей.

Контроль за распространением ВИЧ представляет значительную сложность. В течение многих лет инфицирования присутствие ВИЧ в организме зараженного человека можно обнаружить, только проведя специальное диагностическое лабораторное исследование крови или других материалов. Однако ВИЧ постепенно истощает защитные механизмы организма человека. В среднем через 8-10 лет после заражения ВИЧ у инфицированного человека наблюдается ослабление защитной системы организма, иммунитета, то есть синдром приобретенного иммунного дефицита (СПИД). СПИД выражается в развитии угрожающих для жизни больного инфекционных поражений, вызванных малоопасными для здоровых людей микроорганизмами, или специфическими опухолями («оппортунистические заболевания»). При отсутствии специального лечения, направленного на подавление ВИЧ, больной СПИДом умирает от оппортунистических заболеваний в течение 1 года. Таким образом, средняя продолжительность жизни человека после заражения ВИЧ при условии, что человек, живущий с ВИЧ, не принимает антиретровирусную терапию (АРТ), составляет 10-11 лет. Доказанных случаев излечения от ВИЧ-инфекции не отмечено.

Не высокий уровень заразности ВИЧ, а многолетнее скрытое течение ВИЧ-инфекции явилось основной причиной того, что ВИЧ в течение 20-25 лет постепенно и часто незаметно распространился по всем континентам и странам мира. Интенсивная международная миграция различных групп населения, обусловленная быстрым развитием мирового рынка, привела к заносу ВИЧ из зон первоначального распространения (США и страны центральной Африки) практически во все государства мира.

Пандемия продолжает усиливаться. К настоящему времени, по оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Объединенной Программы ООН по ВИЧ/СПИД (UNAIDS), всего в мире было заражено ВИЧ более 60 миллионов человек, из них только в 2006 г. заразились 4,3 миллиона. Умерли от СПИДа более 20 миллионов человек, из них только в 2006 г. — 2.9 миллиона человек.

В настоящее время лекарств, полностью излечивающих от ВИЧ-инфекции, нет. Однако современные лекарственные препараты позволяют при их постоянном приеме на долгие годы предотвратить у лица, инфицированного ВИЧ, развитие смертельно опасных состояний (СПИД) и полностью сохранить его социальную активность и трудоспособность.

Распространение ВИЧ/СПИД создает серьезные угрозы для благополучия населения:

  • Массовое распространение ВИЧ с последующей массовой гибелью зараженных ВИЧ от СПИДа вызывает многофакторное деструктивное воздействие на социальную и экономическую жизнь общества.
  • Половой путь передачи ВИЧ обуславливает преимущественное заражение молодой части населения. Гибель, наступающая через 10 лет после заражения, вызывает возрастание общей смертности среди лиц активного возраста. Это в свою очередь ведет к уменьшению рождаемости. Таким образом, ВИЧ/СПИД становится мощным фактором, вызывающим уменьшение численности населения и средней продолжительности жизни. В наиболее пораженных СПИДом регионах Африки отмечено снижение средней ожидаемой продолжительности жизни на 15-20 лет, то есть возвращение к показателям 50-х годов прошлого века. Для стран с отрицательным приростом населения, таких как Россия, масштабная эпидемия ВИЧ-инфекции может усугубить демографические проблемы. Таким образом, эпидемия ВИЧ/СПИД вызывает уменьшение общей численности населения и продолжительности жизни.
  • Болезнь и смерть части населения в наиболее работоспособном возрасте приводит к уменьшению трудовых ресурсов. Больные СПИДом теряют трудоспособность и переходят в категорию иждивенцев — нуждающихся в уходе и поддержке (медицинской, психологической, социальной, пособия, лекарства). Их дети, оставшиеся без кормильца, пополняют ряды нуждающихся в материальной поддержке. Происходит уменьшение работающей части населения и увеличение числа иждивенцев.
  • Проявления болезни снижают качество трудовой деятельности. Из-за этого отмечается снижение не только численности, но и качества рабочей силы.
  • Медицинское обслуживание, меры по противодействию эпидемии требуют дополнительных средств и перераспределения имеющихся ресурсов здравоохранения. Эпидемия вызывает увеличение затрат в сфере здравоохранения. Однако экономический ущерб от эпидемии обусловливается в первую очередь уменьшением рабочей силы и ухудшением качества труда, увеличением неработающий части населения, возрастанием пенсионной нагрузки на работающих.
  • Рост социальной напряженности может быть обусловлен недовольством населения плохо организованным противодействием эпидемии.
  • Геополитическое ослабление государства, пораженного эпидемией ВИЧ/СПИД, может быть обусловлено как непосредственным снижением числа потенциальных военнослужащих, так и экономическим ущербом, приводящим к общему снижению ресурсов страны.

Ситуация по ВИЧ/СПИД в Российской Федерации

ВИЧ впервые проник на территорию РФ в 80-е годы ХХ века вследствие половых контактов российских граждан с инфицированными ВИЧ иностранцами. Во второй половине 90-х годов прошлого века и в начале следующего десятилетия ВИЧ быстро распространился среди российского населения, употребляющего наркотики внутривенно. К концу 2006 года было зарегистрировано около 370 000 случаев заражения ВИЧ граждан Российской Федерации, среди которых 80% заразились ВИЧ в возрасте до 35 лет.

В настоящее время в Российской Федерации отмечается распространение ВИЧ, связанное преимущественно с передачей ВИЧ при половых контактах и при использовании загрязненных кровью инструментов для внутривенного введения препаратов во время немедицинского применения наркотических веществ. Ежедневно регистрируется до 100 новых случаев заболевания ВИЧ-инфекцией.

ВИЧ-инфекция наиболее часто распространяется в крупных индустриальных регионах с преимущественно городским населением.

Так как заболевание СПИДом развивается спустя 8-12 лет после инфицирования ВИЧ, то одной из серьезных проблем уже в ближайшие годы может стать резкое увеличение числа больных, нуждающихся в лечении и социальной поддержке.

В настоящее время информация по предупреждению заражения ВИЧ не в полной мере доступна для всех уязвимых к ВИЧ групп населения, не удовлетворительно налажена система лечения и социальной поддержки людей, живущих с ВИЧ/СПИД, имеются случаи их дискриминации в сфере здравоохранения и трудоустройства.

Все эти факты диктуют необходимость рассматривать ВИЧ-инфекцию как реальную угрозу национальному благополучию и считать обеспечение всеобщего доступа населения к профилактике и лечению ВИЧ-инфекции, а так же поддержку граждан, пострадавших из-за распространения ВИЧ, приоритетным направлением деятельности государства.

Президентом РФ и Правительством РФ предпринимаются меры по существенному увеличению финансирования программ противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции и по преодолению последствий распространения ВИЧ/СПИД среди населения России. Эти усилия могут быть эффективно реализованы только в случае успешной мобилизации, как государственных институтов, так и общественных и частных структур, а так же всего российского общества.

В числе национальных задач, требующих быстрого решения, первое место занимает организация массового охвата населения обучением методам предотвращения заражения. Эта задача может быть достигнута путем максимального внедрения обучающих программ в структуру образования, использованием средств массовой информации. Необходимо обеспечить доступ к профилактической информации для маргинализированных и дискриминируемых групп населения. Просветительная кампания должна включать в себя элемент борьбы с дискриминацией лиц, пострадавших от эпидемии ВИЧ-инфекции, и групп населения, уязвимых к ВИЧ/СПИД.

Организация медицинской помощи людям, живущим с ВИЧ/СПИД, включая психологическую поддержку и паллиативную помощь, является не менее важной первостепенной задачей.

Осуществление этих мероприятий достижимо при их координации и поддержке федеральными и региональными органами управления и при непрерывном совершенствовании системы их мониторинга и оценки.

Законодательные и политические основы национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации

Основополагающая роль российского государства в организации борьбы с ВИЧ/СПИД и права граждан на защиту от эпидемии и ее последствий закреплены Конституцией РФ, «Федеральным Законом о предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», «Декларацией о приверженности делу борьбы с ВИЧ/СПИД» ( Принята резолюцией S-26/2 специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 27 июня 2001 года).

Обязанность граждан Российской Федерации участвовать в мероприятиях, направленных на предупреждение распространения ВИЧ, закреплена в «Федеральном законе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. №52-Ф3) и Уголовном кодексе РФ.

Основные принципы национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации

  • Противодействие распространению ВИЧ-инфекции и участие в мероприятиях по предотвращению и уменьшению негативных последствий ее распространения является обязанностью Российского Государства, правом и обязанностью всех граждан Российской Федерации и всех лиц, находящихся на территории РФ.
  • Национальные программы по противодействию эпидемии ВИЧ/СПИД и преодолению ее последствий должны быть интегрированы в долгосрочные планы развития Российского государства.
  • Оказание всемерного содействия реализации региональных, национальных и международных программ борьбы с ВИЧ/СПИД — обязанность всех органов государственного управления.
  • Мероприятия по предупреждению распространения ВИЧ инфекции и преодолению негативных последствий распространения ВИЧ основаны на уважении к правам человека и осуществляются в сотрудничестве государственных учреждений, международных, общественных, некоммерческих, частных организаций и отдельных граждан, в том числе лиц, пострадавших от ВИЧ/СПИД.
  • Для всех граждан Российской Федерации должен быть обеспечен равный доступ к информации, мероприятиям комплексной профилактики, лечению, уходу и поддержке в связи с ВИЧ-инфекцией.
  • В основе мероприятий по предупреждению заражения ВИЧ российских граждан лежит систематическое информирование граждан России и всех лиц, находящихся на ее территории, о способах предупреждения заражения ВИЧ с использованием всех доступных средств и методов обучения и распространения информации.
  • Информирование и обучение населения способам предупреждения заражения ВИЧ является обязанностью как государственных учреждений, так и общественных и частных учреждений и организаций.
  • Для групп населения и лиц, возможности которых на получение информации могут быть по тем или иным причинам ограничены (языковой барьер, территориальная удаленность, ограниченные физические возможности и т.п.), для обеспечения доступа к информации должны быть использованы специальные методы и способы распространения сведений о способах предотвращения заражения ВИЧ.
  • Молодежи и другим представителям угрожаемых по ВИЧ/СПИД контингентов должен быть обеспечен наиболее прямой и широкий доступ к информации о путях предупреждения заражения ВИЧ как посредством системы образования, так и путем внедрения специальных форм информирования и обучения, направленных непосредственно на представителей наиболее уязвимых к заражению ВИЧ групп населения.
  • Информирование населения о способах предотвращения заражения ВИЧ должно быть научно обоснованным, адекватным и полным.
  • Предупреждение распространения ВИЧ в медицинских учреждениях должно обеспечиваться путем внедрения передовых производственных и медицинских технологий и совершенствованием осуществления постоянного государственного контроля за безопасностью медицинских процедур.
  • Безопасность переливания крови, пересадки органов и других процедур с использованием потенциально угрожающих заражением ВИЧ материалов должно обеспечиваться комплексом мероприятий, направленных на максимальное снижение риска передачи ВИЧ.
  • Медицинская помощь больным ВИЧ-инфекцией должна осуществляться в максимально доступном объеме с учетом новейших достижений медицинской науки с привлечением средств государства или за счет других легальных источников финансирования, на основе полного равенства доступа, независимо от возраста, пола или принадлежности больного к какой-либо этнической, религиозной или социальной группе населения.
  • Лицам, живущим с ВИЧ, должны быть обеспечены максимальные возможности к рождению здоровых детей.
  • Российское государство, общественные, частные организации и отдельные граждане должны участвовать в создании и укреплении инфраструктуры борьбы с ВИЧ-инфекцией и ее последствиями: в создании и работе центров по профилактике и консультированию населения, в деятельности центров по лечению и социальной поддержке пострадавших от эпидемии, а так же научно-исследовательских центров и предприятий по производству средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
  • Совершенствование системы предотвращения распространения ВИЧ должно осуществляться путем постоянной поддержки государственными, общественными и частными организациями научных исследований, направленных на разработку новых эффективных методов и способов профилактике, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
  • Государственные и частные организации должны активно стимулироваться к участию в разработке и производстве средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.
  • Полное равенство людей, живущих с ВИЧ/СПИД, в области получения образования, трудоустройства, получения социальных благ и медицинских услуг должно соблюдаться и обеспечиваться как государственными учреждениями, так и общественными и частными организациями.
  • Государственные и общественные организации и отдельные граждане должны поощрять путем морального и материального стимулирования деятельность специалистов и других лиц, участвующих в предупреждении распространения ВИЧ, лечении ВИЧ-инфекции и устранении последствий ВИЧ/СПИД.
  • Государственными, общественными и частными организациями должна осуществляться подготовка кадров специалистов, необходимых для осуществления программ, связанных с борьбой с эпидемией ВИЧ/СПИД и ее последствиями.
  • Государственными и общественными организациями должны инициироваться изменения законодательства, направленные на улучшение обеспечения и совершенствование инфраструктуры противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД и уменьшения вреда от последствий его распространения.

Цели реализации национальной концепции

В результате осуществления национальной концепции всеобщего доступа к профилактике и лечению ВИЧ/СПИД должны быть достигнуты следующие цели:

  • Благодаря проведенному обучению и информированию о способах предотвращения заражения среди жителей России и других лиц, находящихся на ее территории, должен будет сформирован широкий слой населения, поведение которого лежит вне зоны риска заражения ВИЧ;
  • В результате мероприятий по улучшению обеспечения, усовершенствованию методик и усилению контроля за деятельностью медицинских учреждений должен быть исключен риск заражения ВИЧ в медицинских учреждениях при проведении медицинских вмешательств, включая переливание крови и другие манипуляции с использованием донорских материалов;
  • Вследствие развития инфраструктуры, необходимой для осуществления профилактики, психологической и социальной поддержки людей, живущих с ВИЧ, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции, должна будет осуществляться квалифицированная помощь всем без исключения российским гражданам, пострадавшим от распространения ВИЧ/СПИД;
  • Благодаря продлению жизни лиц, живущих с ВИЧ, с помощью современного лечения и вследствие усилий по предупреждению рождения инфицированных ВИЧ детей должно быть минимизировано негативное влияние ВИЧ-инфекции на демографические процессы;
  • В результате совершенствования межсекторальной и межведомственной координации деятельности государственных организаций, а так же за счет привлечения общественных и частных организаций, в том числе представителей сообщества ВИЧ-позитивных лиц, и благодаря активности отдельных граждан должна будет повыситься эффективность противодействие эпидемии ВИЧ-инфекции в РФ;
  • В результате стимуляции научных исследований в области противодействия ВИЧ/СПИД и благодаря поддержке производства средств профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции должна быть сформирована отечественная научно-производственная база, которая может быть использована как в деле борьбы с ВИЧ, так и в противодействии другим возможным эпидемиям инфекционных заболеваний;
  • Вследствие обучения населения и активного участия государственных правовых институтов, общественных и частных организаций и граждан в мероприятиях по уменьшению дискриминации людей, живущих с ВИЧ, должно быть достигнуто их полное и фактическое равенство в вопросах получения медицинской помощи, образования и трудоустройства; уменьшены бытовые проявления дискриминации.

Пути реализации национальной концепции

Укрепление государственной системы противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД. Важнейшим элементом усиления противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД является укрепление межведомственного и межсекторального взаимодействия путем создания эффективно действующих координирующих звеньев как на федеральном, так и на территориальном и муниципальном уровнях.

В настоящее время Национальным координирующим звеном на федеральном уровне является Правительственная комиссия по вопросам профилактики, диагностики и лечения заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, к работе которой привлекаются руководители министерств и ведомств, политические лидеры, представители общественных организаций, включая людей, живущих с ВИЧ/СПИД.

Правительственная комиссия должна формировать Национальную стратегию в области борьбы с ВИЧ/СПИД и участвовать в обеспечении финансирования этих программ, направленных на выполнение работ по воплощению этой стратегии и ее компонентов, проводя соответствующие консультации с российскими и международными экспертами.

Федеральные программы по борьбе с ВИЧ/СПИД разрабатываются по заданию Правительства Российской Федерации Министерством здравоохранения и социального развития совместно с другими заинтересованными ведомствами.

В Федеральных программах отражается участие гражданского общества и частного сектора в противодействии ВИЧ/СПИД. При участии Комиссии при Правительстве Российской Федерации федеральные программы по борьбе с ВИЧ/СПИД интегрируются в долгосрочные планы экономического развития Российского Государства.

Аналогичная система взаимодействия должны быть организована в субъектах РФ, в территориальных или муниципальных образованьях.

В рамках структур, связанных с деятельностью Министерства здравоохранения и социального развития, так же должна быть проведена реорганизация, обеспечивающая эффективное взаимодействие соответствующих подразделений, подготовлены нормативные документы, обеспечивающие выполнение компонентов концепции.

Для быстрого внедрения последних достижений науки в практику борьбы с ВИЧ/СПИД должен быть организован Национальный Институт СПИДа, являющийся федеральным специализированным центром, который будет обеспечивать научно-методическую составляющую единой национальной стратегии по борьбе с ВИЧ/СПИД, содействовать укреплению фундаментальных и технологических основ противодействия эпидемии.

Управление ресурсами, необходимыми для осуществления Национальной стратегии и ее отдельных компонентов должно планироваться и осуществляться в рамках единой системы мониторинга и оценки эффективности всего комплекса мероприятий, осуществление которых направлено на предупреждение распространения ВИЧ/СПИД и снижение уровня негативных последствий эпидемии.

Усиление участия общественных и частных организаций и граждан в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИД

Общественные, негосударственные, коммерческие и некоммерческие организации, а так же частные лица активно участвуют в противодействии эпидемии ВИЧ/СПИД и преодолении ее негативных последствий.

Действуя в тесной координации с государственными организациями и в рамках законодательства Российской Федерации, они осуществляют программы, связанные с информированием населения о путях предупреждения заражения, с оказанием помощи лицам, пострадавшим от эпидемии.

Неправительственные организации и частные лица, участвующие в борьбе с ВИЧ/СПИД, должны разделять задачи и принципы национальной концепции противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД в Российской Федерации и активно участвовать в реализации стратегии и могут действовать как самостоятельно, так и в рамках различных ассоциаций и объединений, в том числе с государственными организациями.

Деятельность общественных, негосударственных, коммерческих и некоммерческих организаций, а так же частных лиц в области борьбы с ВИЧ/СПИД может финансироваться из различных источников, разрешенных законодательством Российской Федерации, в том числе из государственных средств, направляемых на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД и преодоление ее последствий.

Координация деятельности государственных и общественных организаций по выполнению задач Национальной концепции достигается путем равноправного участия представителей общественных организаций, в том числе лиц, пострадавших от эпидемии, в деятельности федеральных, территориальных и муниципальных комиссий по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД.

СКМ

Новости

© 2007-2016, Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом
Работает на 4Site CMS
Сделано в Метод Лаб